Эксперты назвали историческим февральский переход российского танкера по Севморпути - Infogate24

Эксперты назвали историческим февральский переход российского танкера по Севморпути

Историческим событием назвали переход российского газового танкера «Кристоф де Маржери» по Северному морскому пути. Впервые в истории крупнотоннажное судно прошло арктический маршрут в феврале. Обычно в северных широтах навигация длится только три летних месяца. Эксперты объяснили ФАН почему переход «Кристофа де Маржери» открывает новую страницу в развитии Северного морского пути.

Пробились в историю

Двадцать один день понадобилось российскому газовозу «Кристоф де Маржери» чтобы преодолеть транзитом восточный участок Северного морского пути от порта Саббета до южной оконечности мыса Дежнева и обратно. Все это время танкеру пришлось буквально пробиваться сквозь ледовые поля.

Если первую часть маршрута судно прошло самостоятельно, то на обратном пути пришлось подстраховаться. Почти две с половиной тысячи миль ледокол «40 лет Победы» шел параллельным курсом с танкером. Ледовая обстановка в феврале в столь северных широтах считается самой тяжелой, утверждает главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.

«Это историческое событие, потому что навигация на Северном морском пути обычно завершалась в ноябре. А чтобы пройти по его восточной половине, да еще и зимой – это вообще впервые в истории. Это важная тенденция, которая будет иметь серьезные последствия для развития мореплавания именно в это время года», — считает Александр Игнатьев.

Гигант для Арктики

Уникальный ледокольный газовоз «Кристоф де Маржери» построен по заказу российской государственной компании «Совкомфлот» и введен в эксплуатацию четыре года назад в 2017-ом. Он способен за раз перевезти более ста семидесяти тысяч тонн сжиженного газа. Сердце танкера развивает мощность в сорок пять мегаватт, что сопоставимо с показателями современных атомных ледоколов.

 Это единственный в мире судно с тремя уникальными винторулевыми колонками типа «Азипод». Благодаря им «Кристоф де Маржери» может легко маневрировать в условиях тяжелых ледовых полей. По словам председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева, почти две трети пути от мыса Дежнева до порта Саббета из-за сложной ледовой обстановки танкеру прошлось идти кормой вперед.

«Это событие для морской транспортной коммуникации уникальное, поскольку такого огромного водоизмещения судно никогда раньше в такой период года не проходило Северный морской путь. Понятно, что были опасения, но высокий профессионализм наших моряков, их хорошая подготовка позволила успешно завершить эту проходку», — объясняет эксперт.

Для экипажа газовоза «Кристоф де Маржери» — это не первый поход в тяжелых условиях высоких широт. В прошлом году танкер первым в мире прошел Северный морской путь в восточном направлении еще за два месяца до начала официальной навигации – в мае. И вот новый рекорд. Директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов, уверен, что благодаря этому походу России удастся скинуть ледовую удавку Арктики.

«Это абсолютно героический, беспрецедентный по столь позднему времени года проход газовоза «Кристоф де Маржери» по Северному морскому пути. Я считаю это легендарным событием для экономической истории нашей страны. Это удачная попытка раздвинуть ледовую удавку Арктики», — считает Александр Пилясов.

Расширяя горизонты арктической навигации

Северный морской путь — это кратчайший водный маршрут из Европы в Азию. Чтобы по нему добраться от Санкт-Петербурга до Владивостока необходимо преодолеть четырнадцать тысяч километров. Альтернативный маршрут через Суэцкий канал почти на девять тысяч километров длиннее.

Единственный минус плавания в арктических широтах – навигация здесь была возможна лишь только три летних месяца, да и то даже в это время для проводки караванов приходилось прибегать к помощи ледокола. Теперь, с появлением российских судов повышенного ледового класса, навигацию в северных широтах можно будет сделать круглогодичной, убежден главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.

«Самое главное, что вот этим проходом мы показали, что навигация возможно в северных широтах в это время года. Мы доказали, что наши суда могут работать в тяжелых арктических условиях. Опять же, благодаря всемирному потеплению ледовая обстановка в Арктике изменилась, создались благоприятные условия для прохождения этого пути», — комментирует главный редактор «Арктических ведомостей».

Северный морской путь перспективен не только для российской экономики. По этому маршруту можно доставлять грузы в любую точку мира в Китай, Японию, США, Европу. Российский Мурманск от японской Иокогамы отделяют всего чуть меньше шести тысяч морских миль севморпути.

Высокоширотный «Суэцкий канал»

Южный маршрут через все тот же Суэцкий канал почти в два с половиной раза длиннее. И тем не менее через арктические широты в год проходит не более ста судов, через Суэцкий канал почти восемнадцать тысяч. После февральского действительно исторического рейса российских моряков, по мнению председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева, можно изменить эти экономические показатели в пользу северного маршрута.

«Благодаря вот этому проходу по Северному морскому пути начнется новый этап развития этого направления. И это еще раз доказывает, что поставленная задача достигнуть перевозки восьмидесяти миллионов тон грузов к 2024 году, опираясь на госкомпанию «Совкомфлот» вполне осуществима», — считает Михаил Ненашев.

Благодаря февральскому историческому рейсу танкера «Кристофа де Маржери» у России появится свой высокоширотный «Суэцкий канал», уверены эксперты. Наша страна продемонстрировала всему миру смелость экономических, хозяйственных решений, которые выгодно используют момент климатических изменений, а именно потепление и уменьшение ледового поля для движения прежде всего в восточном направлении, в направлении перспективного азиатского рынка.